Электронный бизнес (на англ. electronic business, eBusiness, e-business) или интернет-бизнес (далее иногда э.б.) — это обмен товаров и услуг между предприятиями, группами и отдельными лицами посредством применения информационных и коммуникационных технологий.
Методы э.б. позволяют компаниям более эффективно и гибко связать свои внутренние, и внешние процессы, что в свою очередь позволяет более тесно сотрудничать с поставщиками и партнерами, а также более полно удовлетворить ожидания своих клиентов.
Содержание
Разница между электронным бизнесом и коммерцией
Данный вид бизнеса больше, чем просто коммерция. Очень часто данные понятия путают. Электронная коммерция охватывает внешние процессы, связанные с клиентами, поставщиками, партнерами и включает в себя продажи, маркетинг, обслуживание клиентов, покупку сырья и его поставку для производства, а также приобретение косвенных эксплуатационных расходов.
Электронный бизнес включает в себя электронную коммерцию, но при этом охватывает внутренние процессы, такие как производство, управление запасами, разработку продукта, риск-менеджмент, управление знаниями, финансами и человеческими ресурсами.
Категории электронного бизнеса
В зависимости от целевой группы потребителей, классификация осуществляется по следующим категориям:
- Бизнес для бизнеса (B2B)
- Бизнес для потребителя (B2C)
- Бизнес для сотрудников (B2E)
- Бизнес для правительства (B2G)
- Правительство для бизнеса (G2B)
- Правительство для правительства (G2G)
- Правительство для гражданина (G2C)
- Потребитель для потребителя (С2С)
- Потребитель для бизнеса (C2B)
Виды электронного бизнеса
К основным видам данного предпринимательства относятся:
- Торговые площадки (интернет-биржи, аукционы, каталоги товаров и услуг);
- Электронное управление закупками;
- Порталы (корпоративные, информационные, коммерческие, персональные);
- Организация, содержание и обслуживание общественных глобальных сетей (осуществляется операторами сетей);
- Финансовые услуги (интернет-платежные системы, обменные пункты, интернет-банкинг, онлайн-трейдинг);
- Инвестиционные фонды (консолидированные инвестиционные фонды или буферные фонды и паевые инвестиционные фонды);
- Интернет-магазины;
- Контент-проекты (сайты с бесплатной и востребованной информацией для привлечения посетителей с целью ведение рекламного бизнеса);
- Информационные посредники (каталоги, рейтинги, поисковые системы);
- Информационный бизнес в Интернете (периодические интернет–издательства, новостные сайты и т.д.);
- Интернет-маркетинг (продвижение сайта в поисковых системах);
- Рекламный бизнес;
- Услуги связи и средства общения;
- WEB-мастеринг (создание сайтов, веб-программирование, веб-дизайн, раскрутка сайтов);
- MLM или сетевой маркетинг (форма ведения внемагазинной розничной торговли);
- Разработка ПО и цифровых товаров;
- Услуги сервис-провайдеров (поставщики сетевых услуг, поставщики хостинга, доменов);
- Предоставление услуг (дистанционное обучение, сетевые библиотеки, электронное здравоохранение, интернет-консалтинг и т.д.);
- Игорный бизнес в сети (виртуальные казино, букмекерские конторы, тотализаторы, лотереи);
- Биржи труда (агентства по трудоустройству);
- Партнёрские программы (аффилат–программы и др.);
- Интернет-франчайзинг;
- Интернет-лизинг.
Безопасность
В данном случае безопасность имеет очень много рисков по сравнению с традиционными системами предпринимательства, поэтому для электронного бизнеса безопасность имеет большое значение. Клиенты, поставщики, сотрудники и многие другие люди используют какую-либо систему э.б. ежедневно. При этом данные участники отношений ждут соблюдения конфиденциальности информации, предоставляемой ими. Хакеры являются одной из главных угроз для интернет-бизнеса. Некоторые вопросы безопасности включают в себя ведение информации о клиентах частного и конфиденциального характера, их достоверности и целостности.
Методы защиты информации
- Физические методы защиты данных (защита от стихийных бедствий, перебоев электропитания, сбоев дисковых систем, сбоев работы серверов, станций, сетевых карт и т.п.)
- Программные методы (антивирусы, брандмауэры, шифровальщики, архивация данных, дублирование и т.д.)
Ключевые вопросы безопасности
- Защита и конфиденциальность
- Подлинность
- Целостность данных
- Неотказуемость. Имеется ввиду доказательства сделки.
- Контроль доступа
- Доступность