Бюджетный процесс

[[бюджет|Бюджетный]] процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, и внебюджетных внебиржевых фондов, а также по контролю за их исполнение.

Задачи

Задачами бюджетного процесса являются:

  1. Максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения прогресса на пути развития рынка;
  2. Определение дохода бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
  3. Установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема исходя из потребности бесперебойного финансового развития всех муниципальных предприятий, предусмотренных бюджетом;
  4. Согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации направленной на преодоление инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы.
  5. Усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими бюджетных обязательств.

Участники

Согласно ст. 151 БКРФ в систему органов обладающих бюджетными полномочиями входят:

  • Финансовые органы;
  • Органы денежно-кредитного регулирования;
  • Органы государственного (муниципального) контроля.

Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент РФ;
  • Органы законодательной (представительной) власти;
  • Органы исполнительной власти;
  • Органы денежно-кредитного регулирования;
  • Главные распорядители и распорядители бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджета;
  • Бюджетные учреждения и другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджета.

Составление проекта бюджета

Составление проектов бюджетов предшествует разработка планов-прогнозов развития территориальных и целевых программ, на основании которых органы исполнительной власти разрабатывают постатейно бюджетные расходы и составляют расчеты для определения доходов бюджета.

Совет Министров РФ, советы министров республик в составе РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и МСУ ежегодно до начала рассмотрения проектов бюджета в законодательных органах, делают бюджет достоянием гласности.

Работа по составлению проекта [[государственный бюджет|государственного бюджета]] начинается до начала первого бюджетного года. Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти, как правило, Минфином (казначейством).

При составлении проекта бюджета ставятся следующие цели:

  • Активное воздействие его на повышение эффективности экономики;
  • Обеспечение согласованности финансовых и других ресурсов с экономическими и социальными программами-прогнозами правительства;
  • Установление необходимых пропорций и приоритетов в расходовании средств;
  • Изыскание источников для покрытия дефицита бюджета.