[[бюджет|Бюджетный]] процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, и внебюджетных внебиржевых фондов, а также по контролю за их исполнение.
Содержание
Задачи
Задачами бюджетного процесса являются:
- Максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения прогресса на пути развития рынка;
- Определение дохода бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
- Установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема исходя из потребности бесперебойного финансового развития всех муниципальных предприятий, предусмотренных бюджетом;
- Согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации направленной на преодоление инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы.
- Усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими бюджетных обязательств.
Участники
Согласно ст. 151 БКРФ в систему органов обладающих бюджетными полномочиями входят:
- Финансовые органы;
- Органы денежно-кредитного регулирования;
- Органы государственного (муниципального) контроля.
Участниками бюджетного процесса являются:
- Президент РФ;
- Органы законодательной (представительной) власти;
- Органы исполнительной власти;
- Органы денежно-кредитного регулирования;
- Главные распорядители и распорядители бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджета;
- Бюджетные учреждения и другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджета.
Составление проекта бюджета
Составление проектов бюджетов предшествует разработка планов-прогнозов развития территориальных и целевых программ, на основании которых органы исполнительной власти разрабатывают постатейно бюджетные расходы и составляют расчеты для определения доходов бюджета.
Совет Министров РФ, советы министров республик в составе РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и МСУ ежегодно до начала рассмотрения проектов бюджета в законодательных органах, делают бюджет достоянием гласности.
Работа по составлению проекта [[государственный бюджет|государственного бюджета]] начинается до начала первого бюджетного года. Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти, как правило, Минфином (казначейством).
При составлении проекта бюджета ставятся следующие цели:
- Активное воздействие его на повышение эффективности экономики;
- Обеспечение согласованности финансовых и других ресурсов с экономическими и социальными программами-прогнозами правительства;
- Установление необходимых пропорций и приоритетов в расходовании средств;
- Изыскание источников для покрытия дефицита бюджета.