Аутсорсинг (от англ. outsourcing: out — внешний, source — источник) — это один из способов оптимизации всех процессов на предприятии, при помощи концентрации усилий на основном виде деятельности и делегировании непрофильных функций сторонним компаниям. Соответственно, аутсорсинговая компания — это организация, чей вид деятельности является оказание аутсорсинговых услуг.
Применение аутсорсинга позволяет повысить эффективность предприятия, помогает организациям устранить проблемы с функционированием и развитием в условиях современной экономики, сократив издержки, ускорив адаптацию к новым условиям, улучшив качество продукции и услуг, уменьшив возможные риски. Отличает аутсорсинг от субподряда стратегия управления организацией, а не вид партнерских взаимодействий, что предполагает реструктуризацию внутрипроизводственных процессов и внешних контактов компании.
Содержание
Основной принцип аутсорсинга
Основной принцип звучит следующим образом: «Оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».
На наш взгляд, в условиях жесткой современной конкуренции, аутсорсинг является гениальным решением для достижения высокой эффективности и [[конкурентоспособность|конкурентоспособности предприятия]], для прочного закрепления на рынке, особенно, если при этом будет соблюдаться немаловажное соотношение «цена-качество».
Основные цели аутсорсинга
Основными целями являются:
- улучшение качества товаров и услуг при конкретных производственных затратах;
- снижение цены на предлагаемые услуги и реализуемую продукцию при сохранении оптимального уровня качества за счет максимального снижения производственных затрат;
- увеличение финансовой устойчивости предприятия за счет минимизации затрат, но при этом сохраняя определенный уровень качества продукции и услуг.
Таким образом, суть аутсорсинговой деятельности заключается в экономии времени и денег, а также, в концентрации организации на своей профильной деятельности
Виды аутсорсинга
Его условно делят на два вида: производственный и оптимизация бизнес-процессов. Первый предполагает делегирование некоторых процессов производства или всего цикла сторонним компаниям. Возможна и продажа некоторых подразделений, с дальнейшим взаимодействием уже в рамках программы аутсорсинга. Что позволит бизнесу сконцентрироваться на новых продуктах и услугах в условиях стремительного изменения технологий и возрастающего спроса на обеспечение конкурентного преимущества. А так же увеличит гибкость производственных процессов.
Аутсорсинг бизнес-процессов (АБП) заключается в передаче сторонним организациям определенных бизнес-процессов, которые для компаний неосновные. Обычно на него передают функции управления персоналом, бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы и логистики.
По заверениям специалистов, АБП динамично развивающийся вид оптимизации производственных процессов на предприятии, при этом наибольший рост показывает аутсорсинг в финансовой сфере и бухгалтерском учете. Исследовав 600 фирм в 1997 г., Американская ассоциация менеджмента сообщила, что уже на тот момент 1/5 часть обследованных фирм передали какую-либо часть финансовой и бухгалтерской сферы, а 4/5 — часть функций администрирования.
В применении аутсорсинга компании разрабатывают собственные виды, но все они классифицируются следующим образом:
По видам передаваемых ценностей:
- Ресурсный — ведение бизнеса в основном на привлеченных финансовых средствах, а также использование кадровых ресурсов и оборудования. Невольно возникает вопрос: чем же тогда ресурсный аутсорсинг отличается от аренды, кредита, лизинга персонала? Считается, что о нем правомерно говорить в том случае, когда работа на кредитах и арендованных мощностях обусловлена не ограниченностью возможностей компании, а целенаправленной стратегией ведения бизнеса, то есть когда даже при возможности, например, приобрести собственное здание или вложить собственные средства все равно используются привлеченные со стороны ресурсы.
- Операционный — передача на субподряд отдельных операций, связанных с разработкой, производством, хранением, транспортировкой и реализацией продукции. Так, например, бизнес может поручить разработку товара специализированному бюро, передать заказ на производство разработанного товара независимому производителю, поместить готовую продукцию на складах фирмы, специализирующейся на логистике, и отдать товар на реализацию торговому агенту. Это пример максимального операционного аутсорсинга. Если же компания осуществляет собственное производство, то она может поручить обслуживание и ремонтные работы внешним подрядчикам. Данный вид стремительно развивается во всем мире.
- Функциональный — передача внешним исполнителям отдельных функций. Например, бухгалтерский учет, финансово-хозяйственное планирование или отдельные его элементы, маркетинг, охрана, реклама и др.
В зависимости от особенностей аутсорсинговых взаимоотношений:
- Полный (максимальный) — предприятие передает на аутсорсинг не отдельные функции какого-либо отдела, а определенный производственный или сервисный процесс всецело;
- Частичный (выборочный) — фирма передает только часть своих определенных задач, к примеру, программирование WEB-сайта, а разработка всей стратегии, ее внедрение в практику остаются по-прежнему внутренним делом;
- Усовершенствованный — как правило, используется уже известными компаниями, которые передают аутсорсерам определенные функции, оставляя за собой роль распределителя;
- Промежуточный — организация передает на управление свои второстепенные функции третьей стороне, полагая, что ее специалисты способны разработать главные инновационные направления, таким образом демонстрируя высокий уровень доверия к способностям своих специалистов;
- Трансформационный — организация приглашает поставщика услуг, который реорганизует работу подразделения, разрабатывая новые системы и надежную базу знаний и навыков, по завершении проекта он вновь обретает полный контроль и вступает в свои обычные обязанности;
- Совместный — применяется для диверсификации риска в сложных проектах, то есть используется при заключении субдоговоров, предполагающих наличие нескольких поставщиков услуг;
- Аутсорсинг совместного предприятия — создание новой компании для использования будущих деловых возможностей, персонал и активы клиента передаются совместному предприятию, заказчик и поставщик услуг делят прибыль, заработанную новой компанией.
В зависимости от выгод, получаемых от разделения труда:
- Специализированный — перенос производства или другой функции в другую географическую точку связан с уникальной специализацией данной страны (региона);
- Географический — перенос производства в наиболее выгодный для компании регион мира. Крупнейшие корпорации мира (Nike, Ikea) переносят производства в регионы Юго-Восточной Азии, это связано с их дешевой рабочей силой, льготным налогообложением.