Рынок [[труд|труда]] — это система общественных отношений государства, характеризующаяся экономическими отношениями между спросом и предложением рабочей силы, экономическими и социальными интересами работодателей, и наемных рабочих.
Нормальное функционирование рынка имеет большое значение в обществе:
- Создается ВНП;
- Обеспечивает занятость
- Увеличивает емкость рынка товаров;
- Увеличивает жизненный уровень населения, что в свою очередь увеличивает прогресс, мотивацию.
Содержание
Участники рынка труда
- Государство (служба занятости)
- Субъекты экономики (работодатели, наемные рабочие)
- Профсоюзы
Функции
- Организация взаимоотношений работодателей и рабочей силы;
- Обеспечение конкурентности, как между работодателями, так и между наемными работниками;
- Установление равновесных ставок заработной платы;
- Обеспечение занятости;
- Поддержка безработных;
- Перераспределение рабочей силы по сферам и отраслям.
Сегменты
- Первичный рынок труда — формируется наибольшими привлекательными видами работ;
- Вторичный рынок труда — формируется там, где нет гарантии занятости, низкая заработная плата, ограничены перспективы роста.
Виды
- Открытый рынок труда — это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке, переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики.
- Скрытый рынок труда — это лица, которое формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства (изменением структуры) могут быть высвобождены.
- Текущий рынок труда — это удовлетворенный спрос на труд; образуется за счет механического движения рабочей силы и рабочих мест (ввод новых выбытия старых). Его элементами являются открытый и скрытый, а также национальной, отраслевой, региональный рынки.
Конъюнктура рынка
Конъюнктура и характеристика рынка труда характеризуется спросом, предложением и структурой.
- Структура — процентное соотношение предложение и спроса мест по регионам, профессиям, квалификациям, возрасту, полу;
- Спрос — рабочие места;
- Предложение — рабочая сила, труд;
На формирование конъюнктуры рынка влияют:
- Состояние экономики;
- Предпринимательство;
- Средний уровень заработной платы, благосостояния;
- Развитие отдельных отраслей;
- Миграция;
- Расширение неопределенной сферы;
- Развитие финансовых инструментов;
- Политические факторы;
- Национальные факторы.
В зависимости от спроса и предложения конъюнктура рынка может быть:
- Трудодефицитной — недостаток рабочей силы (предложения труда);
- Трудоизбыточной — большое число безработных;
- Равновесной.
См. также
- [[Трудовые ресурсы|Человеческие ресурсы]]