Муниципальный заказ — это закупка органами местного самоуправления, осуществляемая при помощи общественных средств (бюджетных — в первую очередь). Разница между муниципальным и государственным заказом невелика, однако законодательство отдельно оговаривает такое понятие как муниципальный заказ. Собственно, оно существует для определения заказчика: государственный или же муниципальный орган. Муниципальные, так же как и государственные, заказы призваны удовлетворять государственные нужды. Управлением и теми и другими заказами, а также ведением сайтов для них занимаются специальные агентства. Именно они отслеживают, правомерно ли размещен тот или иной муниципальный заказ, и соответствие всех сопутствующих процедур.
Содержание
Основные правила, по которым размещается муниципальный заказ
Размещение заказа, будь то муниципальный или государственный заказ, осуществляется в рамках так называемого тендера. Задача тендера на выполнение заказа состоит в поиске поставщика, который предложит максимально выгодное и надежное сотрудничество.
Каждый муниципальный заказ должен размещаться на сайте муниципальных заказов, вне зависимости от суммы, на которую он рассчитан.
Сегодня существует несколько законодательно утвержденных способов для размещения любого муниципального заказа:
- Конкурс (открытый или закрытый)
- Аукцион (открытый или закрытый)
- Биржевые торги
- Запрос котировок
- Закупки у одного (единственного) поставщика
- Электронный аукцион
Выбирается оптимальный способ, при помощи которого будет размещен муниципальный заказ, исходя из сроков и объемов контракта, которые призван реализовать муниципальный или же государственный заказ. Причем формированием такого заказа может заниматься как госзаказчик, так и специально им нанятый организатор. На сегодняшний день существуют специализированные организации, которые занимаются управлением такого рода заказами.
Муниципальный заказ формируется при помощи создания конкурсной документации, которая описывает все требования к товарам, услугам и работам, а также сроки, которые предоставляются на предоставление заявок от исполнителей. Когда муниципальный заказ полностью сформирован, он размещается в реестре на сайте муниципальных заказов.
Муниципальный заказ обязательно размещается открыто для того, чтобы как можно больше поставщиков или исполнителей могло принять участие в тендере. Главная цель такого мероприятия — создание условий свободной конкуренции, прозрачности сделок и, в конечном итоге, экономии средств бюджета.
Муниципальный заказ: от организации — до исполнения
Как правило, размещение муниципальных заказов происходит открыто. Для того чтобы провести закрытый тендер требуются веские основания (например, очень сжатые сроки или соблюдение государственной безопасности) и специальное разрешение органов, которые занимаются управлением муниципальными заказами.
Сразу после того, как в интернете появится опубликованный заказ, заказчик обязан сообщить об этом в прессе, иначе тендер может быть объявлен недействительным.
Управление муниципальными заказами представляет собой юридически сложный процесс, именно поэтому многие заказчики предпочитают перепоручать его профессиональным фирмам, которые проводят тендеры от начального этапа — создания условий и до последнего — заключения контракта.
См. также
- [[Государственные закупки]]