В современных условиях для многих предприятий характерна оперативная форма управления финансовым процессом как реакции на текущие проблемы. Такая форма управления вызывает противоречия между интересами фирмы и ее партнеров. Поэтому актуальна проблема перехода к управлению денежными ресурсами на основе прогнозного анализа финансово-экономического состояния, постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения в рамках принятой финансовой политики. [[Финансовая политика]] представляет собой целенаправленное использование инжиниринговых моделей, технологий и процедур для достижения краткосрочных и долгосрочных задач. Например, усиление позиций на рынке товаров (услуг), достижение приемлемого объема продаж, прибыли, доходности (рентабельности) активов и собственного капитала, сохранение платежеспособности, кредитоспособности и ликвидности баланса.
Современному предприятию необходимы такие методы управления, которые позволяют увязать его стратегические цели с оперативными задачами, существующими бизнес-процессами и интересами персонала. Для выполнения поставленных руководством предприятия целей и задач разрабатывают конкретный механизм их достижения (в рамках финансового инжиниринга), который детализируют до конкретных ключевых показателей эффективности — KPI (от англ. key performance indicators ), индикаторов для измерения эффективности деятельности компании.
В российской практике в качестве основных критериев оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий используют следующие параметры:
- выручку от реализации продукции, работ, услуг (объем продаж) без косвенных налогов;
- бухгалтерскую и чистую прибыль, остающуюся после налогообложения; чистую прибыль направляют на потребление (на выплату дивидендов акционерам) и накопление (финансирование капиталовложений, пополнение оборотного капитала, образование резервного капитала и др.);
- рентабельность издержек, активов (имущества), инвестиций, объема продаж и т. д.;
- финансовую стабильность (выручку от реализации, деленную на порог безубыточности; соотношение между собственным и заемным капиталом; неотрицательное сальдо денежного потока на конец отчетного периода и др.);
- финансовый результат собственников предприятия (текущий доход за период, изымаемый из бизнеса; прирост стоимости компании).
Набор таких показателей в разных компаниях может быть неодинаков и определяться исходя из целей хозяйственной деятельности и удобства их использования для целей финансового контроллинга.
В рамках инжиниринговых процедур широко используют метод оценки достигнутого уровня своих показателей по сравнению с параметрами других компаний, особенно конкурентов (бенчмаркинг).
Бенчмаркинг — это способ изучения деятельности других компаний с целью использования их положительного опыта и их достижений в своей собственной работе. Фирмы США применяют бенчмаркинг для анализа затрат и качества своих товаров в сравнении с ведущими зарубежными компаниями. В современных условиях его считают наиболее перспективным направлением консалтинговой деятельности. Оценку уровня (бенчмаркинг) можно использовать при инжиниринге бизнеса для получения объективных результатов на этапе разработки контура финансового управления действующей или будущей компании. С позиции финансового инжиниринга для оценки эффективности работы предприятий-конкурентов обычно используют показатели финансовой устойчивости, доходности, платежеспособности и деловой активности.
На практике бенчмаркинг, как правило, используют крупные компании, способные нести расходы на его осуществление. Его классифицируют на общий и функциональный.
Общий бенчмаркинг означает сравнение показателей своего предприятия с параметрами аналогичных компаний, работающих в идентичных условиях.
Функциональный бенчмаркинг означает сравнение характеристик работы отдельных функций (или отдельных филиалов) предприятия с аналогичными показателями приоритетных компаний, осуществляющих коммерческую деятельность в похожих условиях. При этом сложно сравнивать работу российских предприятий с деятельностью зарубежных компаний, так как у них совершенно различные условия функционирования. Последние осуществляют свою работу в эволюционной рыночной среде.
Бенчмаркинг выполняет специальная аналитическая группа или по заказу предприятия — консалтинговая фирма. Методика по проведению функционального бенчмаркинга включает в себя следующие этапы:
- выбор критериев и показателей сравнения: например, контроль издержек, качество продукции, управление денежными потоками, продолжительность производственного и финансового циклов, управление запасами и дебиторской задолженностью и т. д.;
- составление проекта изменения бизнес-процессов;
- сбор необходимой информации;
- анализ собранной информации и подготовка рекомендаций по улучшению работы для высшего руководства предприятия;
- внедрение рекомендаций в практику работы и контроль за их осуществлением;
- последующая оценка внедренных рекомендаций.
В конечном итоге выбранные для сравнения критерии и показатели оценки, а также результаты внедрения рекомендаций должны быть приняты компанией как руководство к достижению поставленных целей и увязаны с общей системой финансового инжиниринга (включая и бюджетное управление).